Ранняя церковь о Сотворении

Джеймс Р. Мук, доктор теологии

Что думала ранняя церковь о Сотворении? На протяжении первых 16 столетий своего существования церковь верила в молодую Землю: Земле несколько тысяч лет, она была сотворена в течение шести 24-часовых дней, и впоследствии на ней произошло глобальное наводнение.

О молодой Земле говорят…

Отцы Церкви

Отцы Церкви (100–600 годы нашей эры) - это богословы, которые жили после апостолов. Основывась на Писании, они противостояли натуралистическим теориям о происхождении Земли. Некоторые из них, включая Климента Александрийского (152–217 гг. н.э.), Оригена (185–254 гг. н.э.), и Августина (354–430 гг. н.э.), толковали Бытие 1 аллегорически. Для них шесть дней представляли собой символическое обозначение Божьего Сотворения в одно мгновение.

Прогрессивные креационисты, такие как Хью Росс в своей книге Споры вокруг Бытия: три точки зрения на дни Сотворения, заявляют, что Августин при толковании Библии говорил о «шести днях» как о символах длинных промежутков времени, когда происходил созидательный процесс (так называемая рамочная гипотеза).1 Но прогрессивные креационисты неправы, используя работы Августином. Августин верил в то, что Земля была создана мгновенно, а не постепенно, и её возраст, как следует из Писания, составляет менее 6000 лет.

Большинство Отцов Церкви толковали Бытие 1 прямым и простым образом, как реальную историю. Шесть дней были обычными 24-часовыми днями. Ефраим (Ефрем) Сирийский (306–373 гг. н.э.) и Василий Кесарийский (329–379 гг. н.э.) утверждали, что Писание необходимо понимать буквально и выступали против аллегорий, искажающих историю. Василий Великий утверждал, что 24 часа составляют один день. Даже Амвросий Медиоланский (330–397 гг. н.э.), наставник Августина верил в то, что каждый день состоял из 24 часов, включая день и ночь. Кроме этого, Отцы верили в то, что Земле менее 6000 лет.

Средневековые богословы

Средневековые (600–1517 гг. н.э.) богословы придерживались взглядов Августина. Они верили в то, что Сотворение произошло мгновенно и принимали шесть дней чисто как литературный стиль. Например, в это верил и Ансельм Кентерберийский (1033–1109 гг. н.э.).

Беда Достопочтенный (673–735 гг. н.э.) был не согласен с точкой зрения Августина. Он верил, что Сотворение произошло мгновенно, но на протяжении шести дней, которые длились каждый 24 часа. Другие богословы, такие как Андрей Сен-Викторский (1110–1175 гг. н.э.) отвергали точку зрения Августина и толковал Бытие 1 буквально.

Средневековая церковь продолжала верить в то, что Сотворение было моментальным, а не постепенным, и произошло менее 6000 лет назад. По мере того как переводчики начали возвращаться к буквальному чтению Писания они начали восстановление буквального взгляда на Дни Сотворения.

Лидеры эпохи Реформации

Лидеры эпохи Реформации (1517–1700 гг. н.э.) верили, что Библия является наивысшим авторитетом (sola scriptura). Реформаторы отрицали использование аллегорий и возвращались к буквальному, грамматически-историческому толкованию. Мартин Лютер (1483–1546 гг. н.э.) и Джон Кальвин (1509–1564 гг. н.э.) утверждали, что Земля была сотворена на протяжении шести 24-часовых дней, менее 6000 лет назад.

Лютер сказал: «От Моисея мы знаем, что 6000 лет назад нашего мира не существовало». Он также отрицал точку зрения Августина, утверждая, что выражение «Вечер и утро стали одним днем» означало, что Моисей «говорил об обычном дне, состоящем из 24 часов».

Кальвин верил, что Божественное сотворение длилось не одно мгновение, а шесть дней. На основании Бытие 1:5, он пришел к заключению, что Бог Сам использовал шесть дней, чтобы приспособить сотворенное Им к возможностям человека. Сотворение произошло немного больше, чем пять тысяч лет назад, а не в бесконечном прошлом.

Вестминстерское исповедование веры (1647 г. н.э.) четко подтверждает, что Бог сотворил мир и все сущее в нем «в течение шести дней» (глава 4, параграф 1). Утверждение «В течение шести дней» основывалось на комментарии Кальвина к Бытие 1:5. В Примечаниях ко всем книгам Старого и Нового Заветов (Вестминстерские примечания, 1645 г. н.э.), Вестминстерские авторы сделали уточнение относительно Бытие 1:5, что во второй части стиха слово день обозначает обычный день, который длится 24 часа. Такую традиционную позицию Пресвитерианской церкви относительно вопроса о сотворении, заняли и Британская и Американская Конгрегационные Церкви, а также Баптистская деноминация.

О Глобальном Потопе говорят …

Отцы Церкви

Отцы верили в то, что Потоп покрыл всю Землю. Например, святой мученик Иустин (100/110–159/165 гг. н.э.) и Августин считали, что воды Потопа поднялись на высоту 15 локтей над уровнем самых высоких гор. Феофил Антиохийский (115–168, 181 гг. н.э.) утверждал, в отличие от греческих теорий локальных наводнений, что вода превысила уровень каждой высокой возвышенности, по крайней мере, на 15 локтей.

Лидеры эпохи средневековья и Реформации

Вера в то, что Потоп имел глобальные масштабы, продолжала существовать и в эпоху Средневековья. Основной богослов того времени, Фома Аквинский (1225 – 1274 гг. н.э.) сказал, что «воды потопа» поднялись на «15 локтей выше горных вершин». А в период Реформации Кальвин отметил: «И длился потоп сорок дней, - Моисей специально выделил этот факт, чтобы показать, что вся земля была затоплена водой».

После наступления эпохи Просвещения, вопросы Потопа и геологии были объединены и рассматривались во время споров относительно возраста Земли. Но когда-то Тертуллиан (150–225 гг. н.э.) сказал, что глобальный Потоп объясняет, почему в его дни на вершинах гор обнаруживались морские моллюски и рожки тритона (это раковинные моллюски).

Заключение

Традиционной христианской концепции сотворения, согласно которой наша Земля молодая, противостоят прогрессивные креационисты, утверждающие, что Земля создавалась постепенно на протяжении огромного количества времени. Греческие и Латинские Отцы Церкви, а также реформаторы, твердо верили в библейский авторитет в отличие от тех теоретиков, которые верили в то время в древнюю землю. Восточная Православная Церковь основывала свои убеждения на взглядах Греческих Отцов и также придерживалась традиционного библейского креационизма и верила в молодую Землю.2

Только когда наступила эпоха Просвещения, появились христиане, которые начали заново толковать Бытие, чтобы оно соответствовало предполагаемым научным доказательствам древности Земли. Но когда писалась книга Бытие, в ней имелось в виду то, что в ней и написано и её значение рассматривалось как Иисусом Христом, так и апостолами, а также церковью, которую они основали. Поэтому мы должны вернуться к прямому и простому пониманию описания событий Бытия и верить в то, что Бог сотворил все быстро, в течение шести 24-часовых дней, несколько тысяч лет назад.

Климент Александрийский (152-217 гг.) Ориген (185-254 гг.) Августин (354-430 гг.)
Ефрем Сирийский (306-373 гг.) Василий Кесарийский (329-379 гг.) Амвросий Медиоланский (330-397 гг.)
Святой мученик Иустин (100/110-159/165 гг.) Тертуллиан (150-225 гг.)

Доктор Джеймс Мук получил степень доктора теологии в Даллаской теологической семинарии. Вот уже более 20 лет доктор Мук участвует в церковном служении в качестве служителя и преподавателя. Сегодня он является заведующим кафедрой систематической теологии в Вашингтонской библейской семинарии.

Ссылки и примечания

  1. Хью Росс, Вопрос Дней: решение спора о Сотворении (Колорадо-Спрингс: издательство NavPress, 2004), стр. 45–46. Вернуться к тексту.
  2. Смотрите Терри Мортенсон, “Ортодоксальность и Бытие: Обзор книги Бытие, Сотворения и ранних людей” (книга Фр. Серафима Роуза, издательство Saint Heman of Alaska Brotherhood, г. Платина, Калифорния, 2000). Вернуться к тексту.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться