Что думала ранняя церковь о Сотворении? На протяжении первых 16 столетий своего существования церковь верила в молодую Землю: Земле несколько тысяч лет, она была сотворена в течение шести 24-часовых дней, и впоследствии на ней произошло глобальное наводнение.
Отцы Церкви (100–600 годы нашей эры) - это богословы, которые жили после апостолов. Основывась на Писании, они противостояли натуралистическим теориям о происхождении Земли. Некоторые из них, включая Климента Александрийского (152–217 гг. н.э.), Оригена (185–254 гг. н.э.), и Августина (354–430 гг. н.э.), толковали Бытие 1 аллегорически. Для них шесть дней представляли собой символическое обозначение Божьего Сотворения в одно мгновение.
Прогрессивные креационисты, такие как Хью Росс в своей книге Споры вокруг Бытия: три точки зрения на дни Сотворения, заявляют, что Августин при толковании Библии говорил о «шести днях» как о символах длинных промежутков времени, когда происходил созидательный процесс (так называемая рамочная гипотеза).1 Но прогрессивные креационисты неправы, используя работы Августином. Августин верил в то, что Земля была создана мгновенно, а не постепенно, и её возраст, как следует из Писания, составляет менее 6000 лет.
Большинство Отцов Церкви толковали Бытие 1 прямым и простым образом, как реальную историю. Шесть дней были обычными 24-часовыми днями. Ефраим (Ефрем) Сирийский (306–373 гг. н.э.) и Василий Кесарийский (329–379 гг. н.э.) утверждали, что Писание необходимо понимать буквально и выступали против аллегорий, искажающих историю. Василий Великий утверждал, что 24 часа составляют один день. Даже Амвросий Медиоланский (330–397 гг. н.э.), наставник Августина верил в то, что каждый день состоял из 24 часов, включая день и ночь. Кроме этого, Отцы верили в то, что Земле менее 6000 лет.
Средневековые (600–1517 гг. н.э.) богословы придерживались взглядов Августина. Они верили в то, что Сотворение произошло мгновенно и принимали шесть дней чисто как литературный стиль. Например, в это верил и Ансельм Кентерберийский (1033–1109 гг. н.э.).
Беда Достопочтенный (673–735 гг. н.э.) был не согласен с точкой зрения Августина. Он верил, что Сотворение произошло мгновенно, но на протяжении шести дней, которые длились каждый 24 часа. Другие богословы, такие как Андрей Сен-Викторский (1110–1175 гг. н.э.) отвергали точку зрения Августина и толковал Бытие 1 буквально.
Средневековая церковь продолжала верить в то, что Сотворение было моментальным, а не постепенным, и произошло менее 6000 лет назад. По мере того как переводчики начали возвращаться к буквальному чтению Писания они начали восстановление буквального взгляда на Дни Сотворения.
Лидеры эпохи Реформации (1517–1700 гг. н.э.) верили, что Библия является наивысшим авторитетом (sola scriptura). Реформаторы отрицали использование аллегорий и возвращались к буквальному, грамматически-историческому толкованию. Мартин Лютер (1483–1546 гг. н.э.) и Джон Кальвин (1509–1564 гг. н.э.) утверждали, что Земля была сотворена на протяжении шести 24-часовых дней, менее 6000 лет назад.
Лютер сказал: «От Моисея мы знаем, что 6000 лет назад нашего мира не существовало». Он также отрицал точку зрения Августина, утверждая, что выражение «Вечер и утро стали одним днем» означало, что Моисей «говорил об обычном дне, состоящем из 24 часов».
Кальвин верил, что Божественное сотворение длилось не одно мгновение, а шесть дней. На основании Бытие 1:5, он пришел к заключению, что Бог Сам использовал шесть дней, чтобы приспособить сотворенное Им к возможностям человека. Сотворение произошло немного больше, чем пять тысяч лет назад, а не в бесконечном прошлом.
Вестминстерское исповедование веры (1647 г. н.э.) четко подтверждает, что Бог сотворил мир и все сущее в нем «в течение шести дней» (глава 4, параграф 1). Утверждение «В течение шести дней» основывалось на комментарии Кальвина к Бытие 1:5. В Примечаниях ко всем книгам Старого и Нового Заветов (Вестминстерские примечания, 1645 г. н.э.), Вестминстерские авторы сделали уточнение относительно Бытие 1:5, что во второй части стиха слово день обозначает обычный день, который длится 24 часа. Такую традиционную позицию Пресвитерианской церкви относительно вопроса о сотворении, заняли и Британская и Американская Конгрегационные Церкви, а также Баптистская деноминация.
Отцы верили в то, что Потоп покрыл всю Землю. Например, святой мученик Иустин (100/110–159/165 гг. н.э.) и Августин считали, что воды Потопа поднялись на высоту 15 локтей над уровнем самых высоких гор. Феофил Антиохийский (115–168, 181 гг. н.э.) утверждал, в отличие от греческих теорий локальных наводнений, что вода превысила уровень каждой высокой возвышенности, по крайней мере, на 15 локтей.
Вера в то, что Потоп имел глобальные масштабы, продолжала существовать и в эпоху Средневековья. Основной богослов того времени, Фома Аквинский (1225 – 1274 гг. н.э.) сказал, что «воды потопа» поднялись на «15 локтей выше горных вершин». А в период Реформации Кальвин отметил: «И длился потоп сорок дней, - Моисей специально выделил этот факт, чтобы показать, что вся земля была затоплена водой».
После наступления эпохи Просвещения, вопросы Потопа и геологии были объединены и рассматривались во время споров относительно возраста Земли. Но когда-то Тертуллиан (150–225 гг. н.э.) сказал, что глобальный Потоп объясняет, почему в его дни на вершинах гор обнаруживались морские моллюски и рожки тритона (это раковинные моллюски).
Традиционной христианской концепции сотворения, согласно которой наша Земля молодая, противостоят прогрессивные креационисты, утверждающие, что Земля создавалась постепенно на протяжении огромного количества времени. Греческие и Латинские Отцы Церкви, а также реформаторы, твердо верили в библейский авторитет в отличие от тех теоретиков, которые верили в то время в древнюю землю. Восточная Православная Церковь основывала свои убеждения на взглядах Греческих Отцов и также придерживалась традиционного библейского креационизма и верила в молодую Землю.2
Только когда наступила эпоха Просвещения, появились христиане, которые начали заново толковать Бытие, чтобы оно соответствовало предполагаемым научным доказательствам древности Земли. Но когда писалась книга Бытие, в ней имелось в виду то, что в ней и написано и её значение рассматривалось как Иисусом Христом, так и апостолами, а также церковью, которую они основали. Поэтому мы должны вернуться к прямому и простому пониманию описания событий Бытия и верить в то, что Бог сотворил все быстро, в течение шести 24-часовых дней, несколько тысяч лет назад.
Климент Александрийский (152-217 гг.) | Ориген (185-254 гг.) | Августин (354-430 гг.) |
Ефрем Сирийский (306-373 гг.) | Василий Кесарийский (329-379 гг.) | Амвросий Медиоланский (330-397 гг.) |
Святой мученик Иустин (100/110-159/165 гг.) | Тертуллиан (150-225 гг.) |
Доктор Джеймс Мук получил степень доктора теологии в Даллаской теологической семинарии. Вот уже более 20 лет доктор Мук участвует в церковном служении в качестве служителя и преподавателя. Сегодня он является заведующим кафедрой систематической теологии в Вашингтонской библейской семинарии.