Первый Адам — последний Адам

Рассел Григ

Оба имеют огромное значение для Евангелия... но какое именно?

Библия называет Адама первым человеком, а Господа Иисуса Христа - «последним Адамом» (1 Коринфянам 15:45). Что это означает и почему Иисус так назван? Какие сходства между Адамом и Иисусом дают основания называть так Христа? И каковы же между ними отличия?

Сравнение Адама и Иисуса

1. Сверхъестественное начало

Библия рассказывает о том, что первый человек, Адам, был сотворен Богом по Его образу и подобию из праха земного. Бог вдохнул жизнь в лицо Адама, и он стал душой живою (Бытие 1:26–27; 2:7). Таким образом, Адам не был продуктом какой-либо формы теистической эволюции.1 Бог создал Адама не по образу и подобию обезьяны или какой-либо иной формы «низшего человекообразного» существа путем каких-то длинных или скачкообразных процессов мутации.2 Наоборот, Бог создал Адама в один момент Своим Словом (т.е. Он пожелал, сказал, - и так случилось), в определенное время - на шестой день недели сотворения.3

Адам был сотворен по образу Бога, Христос же является «образом Бога невидимого» (Колоссянам 1:15).

Согласно Библии последний Адам, Иисус Христос, был Тем, через Кого Бог сотворил всё (Иоанна 1:1–3; Колоссянам 1:15–20; Евреям 1:2). Это означает, что Иисус существовал с Богом Отцом и Богом Святым Духом еще до сотворения Адама (Иоанна 8:58; Михея 5:2).4 И все же в Своей человеческой природе Он также имел сверхъестественное начало. Он воплотился в человеческий облик после зачатия Святым Духом и рождения девой Марией (Матфея 1:20–23; Луки 1:26–35).

2. Совершенный, непорочный, святой

Адам был сотворен совершенным человеком, наделенным всеми человеческими способностями. Он имел понимание Бога, благодаря чему мог духовно с Ним общаться. Сотворенный совершенным, непорочным и святым, Адам имел хорошие отношения с Богом, с женой, самим собой, и миром природы, который его окружал.

Последний Адам, Иисус Христос, также был совершенным, имел отношения с Богом (Иоанна 10:30; 17:21-22), был непорочным и святым (Евреям 7:26). Многие люди ошибочно называют Иисуса Христа «вторым Адамом», на самом деле в Библии это название не встречается. Писание называет Христа «вторым человеком» (1 Коринфянам 15:47). Со времен Адама на земле жило много людей, но Иисус Христос был вторым абсолютно безгрешным человеком человеком.

Кроме того, в отличие от первого Адама, Господь Иисус имел божественную природу и обладал всеми качествами, функциями, привилегиями и именами Бога. Являясь Богом, Он достоин поклонения (напр., Откровение 5:11–14).

3. Начало человечества

Адам дал начало всему роду человеческому, а Иисус Христос является началом искупленного человечества (например, Ефесянам 5:23). Так как Христос умер однажды и навсегда (Евреям 7:27; 9:28; 10:10–14), в будущем нам уже не нужен будет никакой другой «Адам». Следовательно, Он - последний Адам.

4. Два дарителя жизни

Первый Адам дал жизнь всем последующим поколениям. Последний Адам, Иисус Христос, несет «жизнь» и «свет» всем людям. Он дает вечную жизнь тем, кто принимает Его и верит в Его имя, а также наделяет их «властью быть чадами Божьими» (Иоанна 1:1–14).

5. Два правителя

Адаму, как представителю всего человечества, была дана власть над всем сотворенным Богом миром (Бытие 1:26). После того, как Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, Он воссел по правую руку Бога, и Ему дана была власть над всем, и всё было «покорено под ноги Его». (1 Коринфянам 15:27; Ефесянам 1:20–22). Первый Адам имел ограниченную власть, а последний Адам – Господь всего (Деяния 10:36).

6. Глубокий сон подарил прекрасную невесту

Бытие 2:21-23 рассказывает нам о том, что Бог погрузил Адама в глубокий сон, во время которого создал из его ребра для него невесту, Еву. Невеста появилась благодаря ране на теле Адама! Таким образом и здесь теистическая эволюция исключается. Писание говорит, что Бог сотворил мужчину и женщину в самом начале (Бытие 1:27; 2:7; Матфея 19:4). Если бы Адам и Ева были человекообразными, которые еще не достигли уровня человека до того, как Бог вдохнул в них жизнь, они уже были бы мужчиной и женщиной и им не нужен был бы Бог, чтобы что-то из них делать.

После того, как последний Адам, Иисус Христос, умер на кресте, погрузившись в смертный сон за всё человечество, Его тело было пронзено копьем (Иоанна 19:34). Своей смертью Он заплатил за грехи всего человечества (1 Коринфянам 15:1–4). Люди, которые каются в своих грехах и верят Ему, соединяются с Христом и имеют с Ним такую же крепкую связь, как жених и невеста (2 Коринфянам 11:2; Ефесянам 5:27; Откровение 19:6–8). Таким образом, рана на теле второго Адама также стала причиной появления невесты - истинной Церкви, «славною невестою, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, … свята и непорочна» (Ефесянам 5:27).

7. Важное испытание

В самом начале своей жизни Адам прошел период испытания на послушание Богу.5 «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие 2:16–17).

В самом начале своего служения последний Адама, Иисус, был возведен Святым Духом в пустыню для искушения (или для проверки — от греч. peirazò) дьяволом (Матфея 4:1; Луки 4:1). 6

8. Великое поражение и великая победа

Первый Адам не прошел испытание, тем самым втянув всё человечество в своё поражение и погубив весь человеческий род.7 В результате, в Адаме мы все осуждены, потерпели духовное поражение, стали рабами греха и были изгнаны из Рая (Римлянам 5:12 и дальше).

Последний Адам, Иисус, одержал победу над грехом, плотью и дьяволом. В результате, все, кто веруют во Христа, оправданы и искуплены, духовно здоровы, свободны от греха и имеют доступ в Рай (Римлянам 5:18 и дальше; 1 Коринфянам 15:21 и дальше; Откровение 2:7).

9. Непослушание против послушания

Первый Адам ослушался Бога. Последний Адам был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 2:8).

10. Суд и смерть

Первый Адам был осужден Богом, поэтому в конечном итоге умер, и его тело обратилось в прах. Из-за его греха смерть передалась всем людям: «Ибо все согрешили и лишены славы Божьей» (Римлянам 3:23).

Последний Адам, Иисус Христос, также умер на кресте, чтобы искупить грех (Исаия 53:5; 1 Петра 3:18; Евреям 2:9). Но Он не остался мертвым, и Его тело не «увидело тления» (Деяния 2:27; 13:35–37). На третий день Он воскрес, победив тем самым дьявола и силу смерти. И если мы верим Ему (Евреям 2:14), мы также можем иметь эту победу в Нем и воскресение из мертвых (1 Коринфянам 15:22-23).

11. Проклятие и восстановление

Первоначально все творение было «очень хорошим» (Бытие 1:31), и «последнего врага» - смерти (1 Коринфянам 15:26) - еще не было. Все животные изначально питались только растениями (Бытие 1:30). Действия первого Адама привели к установлению господства смерти и кровопролития в некогда совершенном мире, который и доныне стенает и мучается (Римлянам 8:22).8 Но именно благодаря пролитой крови и смерти последнего Адама это проклятие смерти и кровопролития будет снято с мира - и творение вновь будет восстановлено до своего чистого и бессмертного состояния (Откровение 21:1;21:4; 22:3).

Заключение

Мы все связаны с первым Адамом (природным и законным родоначальником всего человеческого рода), как испорченные и виновные грешники. И поэтому мы все приговорены к смерти, которую Бог наложил на Адама. Однако все, кто связан с последним Адамом, Иисусом, через покаяние и веру в Его искупительную жертву, прощены и «получили дар праведности», и поэтому «перешли от смерти в жизнь» (Колоссянам 1:14; Римлянам 5:17; 1 Иоанна 3:14).

Ссылки и примечания

  1. В Бытие, главы 1–5, название «Адам» используется исключительно для одного человека, а не для названия всего человеческого рода (хотя это же название встречается в главе 6 и дальше). Аргумент апостола Павла в послании к Римлянам 5:12-19 и 1 Коринфянам 15:45 о том, что смерть вошла в мир через непослушание одного человека, а дар праведности приобретается через послушание одного человека, не имело бы смысла, если бы название «Адам» не относилось бы к одному определенному человеку в описаниях Сотворения и Грехопадения. Павел также учил тому, что Адам и Ева были реальными людьми (1 Тимофею 2:13–14). Вернуться к тексту.
  2. В Бытие 2:7 («и стал человек душою живою»), слово «стал» показывает, что Адам не превратился в живое существо, которое эволюционировало в другое существо, отличающееся от изначально созданного. Он стал живым (душою живою) в момент своего создания. Обратите также внимание: теистические эволюционисты заявляют, что прах в Бытие 2:7, из которого Адам был сотворен, означает эволюцию человека от животного. Если бы это было правдой, то возвращение после смерти обратно в прах (Бытие 3:19) означало бы превращение обратно в животное. А это, безусловно, полный абсурд. Вернуться к тексту.
  3. См.: Рассел Григг, «Сотворение: как Бог это сделал?» 13(2):36–38, март, 1991. Вернуться к тексту.
  4. Сравнивая происхождение двух Адамов, апостол Павел пишет: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1 Коринфянам 15:47). Вернуться к тексту.
  5. Поскольку Бог создал Адама с правом морального выбора, его послушание можно было проверить только в ситуации, в которой бы ему пришлось либо послушаться Бога, либо ослушаться Его. Таким образом, в самом начале жизни Адама, период проверки был необходим, несмотря на то, что Бог уже тогда знал, что выбор Адама приведет к грехопадению. Вернуться к тексту.
  6. Это не был единственный момент в жизни Иисуса, когда Он подвергался искушению Сатаной (см.: Луки 4:13; 22:28; Евреям 4:15; 5:8). Вернуться к тексту.
  7. Обратите внимание, Адам жил в прекрасном саду, с огромным количеством еды, и он вовсе не был голоден. И все же, несмотря на такие идеальные условия, он все равно согрешил. Иисус наоборот находился в пустыне, у Него не было еды, и Он был голоден. Вернуться к тексту.
  8. Это основная причина, почему «толкования» Библии на основе многомиллионного возраста Земли причиняют огромный вред сути Евангельского послания. Ископаемые свидетельствуют о смерти, страданиях и болезнях. Если всё это существовало за миллионы лет до появления человека, это означает, что всё это существовало до появления греха. Исходя из этого, на творение не было наложено проклятия вследствие греха, и никогда не было безгрешного, бессмертного состояния, к которому должен вернуться мир (Деяния 3:21). Вернуться к тексту.

Читайте также

Подпишись на рассылку

Электронная рассылка позволит тебе узнавать о новых статьях сразу как они будут появляться