В крепости, расположенной на юге от Иерусалима, был найден горшок, датируемый железным веком. На сосуде высечено имя преемника царя Саула, жившего во времена Давида.
Читайте также: Свитки Мертвого моря – сокровища, неподвластные времени
С тех пор как были опубликованы данные раскопок Хирбет-Кияфы (крепость Эла), это место стало намного больше, чем просто археологическим памятником. Совершенно ясно, что это была настоящая сторожевая застава во времена царя Саула, царя Давида и царя Соломона. Данные подтверждают историю Ветхого Завета о том, что первые монархи Иудеи и Израиля и в самом деле управляли огромным царством. А ведь мы помним, как не так давно скептики Библии утверждали, что это были не цари, а всего лишь местные племенные вожди.
Имя Ешбаал (в Библии Иевосфей), имя одного из сыновей царя Саула и соперника царя Давида, впервые было найдено в надписи на керамическом горшке. Об этом сообщает Библейское археологическое общество:
«Библейское имя Ешбаал впервые встречается в древней надписи. Выгравированная на 3000-летнем пифосе (большой керамический кувшин для хранения) надпись была обнаружена в Хирбет-Кияфе в Израиле. Исследователи Йосеф Гарфинкел, Митка Р. Голуб, Хаггай Мисгей и Саар Ганор опубликовали данные исследования надписи в выпуске журнала Бюллетень американской школы восточных исследований (BASOR).
Надпись выглядит так: “[ ] | ’šb‘l | bn | bd‘” (“’Эшбаал сын Беда‘”). Она была написана справа налево ханаанскими буквами. Известно, что в Библии упоминается имя ’šb‘l, обычно переводимое как Ешбаал (т.е. «человек Ваала»). Ешбаал был вторым царем Израиля, сыном царя Саула и соперником царя Давида (Первая книга Паралипоменон 8:33; во II Книге Царств 2–4 этот царь упоминается как Иевосфей или Ио Бошет). Однако имя «Беда» не встречается нигде».
Поэтому неясно, относится ли имя к сыну Саула или к какому-то другому человеку. Однако, это имя точно относится к временам жизни Давида, потому что вскоре после этого окончание –баал перестало использоваться. Автор II Книги Царств изменил более ранние имена с окончанием –бошет (муж поношения, срама), чтобы таким образом не почитать ханаанского бога плодородия, хотя –баал, иногда означаемое «Господь» использовалось в честь Бога Израиля. Таким образом, имя Ешбаал переведено как Иевосфей, а сын Ионафана Мериббаал стал Мемфивосфеем. В 1 книге Паралипоменон имя Ешбаал сохранено.
Надписи, датируемые этим периодом, встречаются очень редко. Черепок с надписью, обнаруженный в 2008 году, стал настоящей сенсацией — это самая ранняя надпись железного века, когда-либо найденная в Израиле.
«Новая надпись относится к промежуточной стадии между письменной системой, применяемой на протяжении 800 лет, и официальным, стандартным финикийским скриптом, используемым в царствах и областях Ханаана, как минимум, до 10 века до н.э.»
Радиоуглеродный метод датирует горшок примерно 1020–980 г. до н.э. Царь Давид правил в период 1010–970 г. до н.э. Тот факт, что текст написан большими и четкими буквами до того, как горшок был обожжен, означает, что это была работа квалифицированного мастера. Это еще один ключ к разгадке масштабов правления ранних иудейских царей. Хирбет-Кияфа прилегает к долине Эла, где царь Давид убил Голиафа.
Газета Times of Israel называет находку «редкостной». Статья в Live Science’s заканчивается следующими словами:
«Еще 5 лет назад нам ничего не было известно о надписях иудейского царства, датируемых 10 веком до н.э. За последние годы были найдены 4 новые надписи: две в Хирбет-Кияфе, одна в Иерусалиме и еще одна в Бейт-Шемеше», - говорят в своем заявлении Гарфинкел и Ганор. «Это полностью меняет наше представление о распространении письменности в Иудейском царстве. Мы только теперь понимаем, что письменность была распространена намного больше, чем мы думали раньше».
Эйлат Мазар продолжила раскопки в городе Давида за южной стеной Иерусалима. Она заявляет, что обнаружила стену дворца Соломона. На сайте Israel Video Network было размещено видео компании CBN, в котором Мазар описывает находку огромной стены с финикийским декором, украшениями из слоновой кости и королевскими печатями. По её мнению, находки датируются временем правления царя Соломона.
Севернее, в месте под названием Кирбет эль-Муккатир, была найдена еще одна полость. Предполагается, что это упоминаемая в Библии крепость города Ай, которую завоевал Иисус Навин. Об этом в своем видео рассказывает Скотт Стриплинг.
В одном из выпусков журнала Creation Magazine рассматривается личность и роль царя Валтасара, о котором говорится в книге пророка Даниила.
Библия всегда, в конце концов, побеждает, не так ли? Почти 100 лет назад Роберт Андерсон написал книгу Даниил во рву критиков. Но даже сегодня Господь знает, как закрывать уста львов и критиков.