Было ли у вас когда-нибудь желание махнуть рукой и сказать: «Пусть ученые занимаются фактами. Мне нужна лишь вера!»
iStockphoto
Отказ от фактов может дать облегчение. Он дает нам возможность смело заявлять: «Я буду верить, что бы там ни было!» Но разве может быть вера без фактов достаточно большой? Действительно ли она несет благую весть? Мой опыт работы в научном мире показал мне, к чему приводит такая вера — к молчаливому и ограниченному Богу.
Будучи ‘микроскопическим’ студентом огромного светского университета и христианином, я знал, что на фоне других студентов я выглядел как вымирающий вид. Но внезапное образование жизни из нежизни шокировало бы меня меньше, чем сказанные однажды слова нашего преподавателя по религии, который считал, что обсуждать буквальное значение Бытие 1 и 2 в человеческой истории – напрасная трата времени.
«Тот из вас, кто имеет религиозные убеждения, не должен бояться того, чему мы вас учим», - сказала она. «Мы здесь, чтобы изучать факты, и если ваша вера достаточно сильная, она не поколеблется, потому что истинная вера не имеет ничего общего с фактами».
Не имеет ничего общего с фактами? Я был настолько обижен, что в тот момент у меня, казалось, появилась дополнительная артерия – я готов был взорваться! Неужели это было лучшее решение, которое она могла предложить? Мы что, должны были благодарить её за то, что она дала нам свободу верить себе тихонько в свой сказочный мир?
Благодаря простым словам: «вера не имеет ничего общего с фактами», я вдруг понял основную идею секуляризма (или точнее сказать, светского гуманизма)
В отличие от моих сверстников, я вырос в частной христианской школе, где ‘светское образование’ было теоретической концепцией. Я думал, что ‘секулярное’ означает ‘нейтральное’, в том смысле, что все системы верований должны быть равными. Разногласия по поводу школьной молитвы, полового воспитания и вопросов Сотворения/эволюции убедили меня в том, что система не работала так, как должна была. Я был уверен, что при правильном подходе можно найти золотую середину и все будут довольны.
В тот знаменательный день, на занятии по религиоведению, эта слабая надежда умерла. Благодаря простым словам: «вера не имеет ничего общего с фактами», я вдруг понял основную идею секуляризма (или точнее сказать, светского гуманизма), о котором христиане написали множество книг».
iStockphoto
Основным учебником на занятиях по религиоведению была Библия, но поскольку мы изучали факты, а не веру, мы вынуждены были читать эту святую книгу без всякой святости. Нам рассказывали, что история о Сотворении была собрана на основе мифов древней Месопотамии; история Ноя и Потопа была преувеличена; Моисей никогда не переходил море; а пророки никогда не пророчествовали. Что касается появления самой Библии, наше мнение ограничивалось Документальной гипотезой или подобными грубыми объяснениями, требующими целые армии редакторов, которые изменяли работы друг друга и спустя много времени после реальных событий приукрашали историю израильского народа.1
Миф. Ошибка. Обман. В этих понятиях не было ничего нейтрального. Во всем колледже не было ничего нейтрального. Профессор по неврологии заявлял, что человеческая совесть – всего лишь иллюзия. Занятия по написанию литературы вдруг сфокусировались на теме феминистской деконструкции значения женственности. Учебник по физике рассматривал вопрос эволюционного происхождения человеческого уха. Между предметами не было согласия, но они были связаны одним убеждением, что «вера не имеет ничего общего с фактами», познать можно только материальное, и только естественные причины являются приемлемыми объяснениями.
Христиане иногда думают, что освободив свою веру от фактов, они, таким образом, оберегают её от научных атеистических аргументов. Но в действительности, всё наоборот. Вера без фактов мертва. Проблема не только в том, что такая вера логически недоказуема, но и в том, что она, в конце концов, теряет любое значение, заслуживающее доказательства. Когда мы отделяем христианство от науки и истории, атеизм побеждает, потому что скептики легко могут назвать нашу веру самообманом.
Так как школы и колледжи не учат больше тому, что Бог сотворил Адама из праха, атеисты решили заполонить пробел своим ‘научным’ объяснением (миллиарды лет, вероятно миллиарды вселенных, и всего несколько счастливых костей). Процесс продолжается: Библия теряет авторитет, Иисус лишается святости, чудеса высмеиваются как обман, а в лучшем случае лишь природные явления, которые древние люди не могли объяснить. Если вы скажете, что наука зашла слишком далеко, вам сразу же напомнят, что религии не место в науке, и что единственное в таком случае толкование фактов – недуховное. Ваше сморщенное горчичное зерно веры будет растоптано. Вам запретят говорить о науке, истории, культуре, политике и обо всем, кроме вашего доктора.
Сытый по горло таким ограничением я, в конечном итоге, перевелся в христианский колледж. Здесь у меня появилась возможность изучать Библию не как обманный артефакт примитивных цивилизаций, а как послание находящегося вне всяких рамок Бога, которое освободило меня от моих собственных рамок.
Если христиане хотят сблизить науку и религию, им необходимо понять, что вера не противостоит фактам, а объясняет их. Творец сошел с неба и явил Себя Своим творениям. Он дал нам учение, которое может и должно влиять на наше понимание действительности. Если бы христианство было бы очередной абстрактной философией о морали, наука могла бы смело его игнорировать. Но наша вера – это намного больше, чем причудливые философские размышления. Это — призвание, основанное на истории и реальных событиях, которые образовали прошлый мир и продолжают образовывать мир будущего. Наша вера стремится к такой вере, какой обладал Иисус: она дает нам знание и мудрость, входит в историю, бросает вызов законам природы, и царствует в наших умах.